Подготовительный хор «Музыкальная радуга»
Подготовительный хор «Музыкальная радуга» образцового коллектива хоровой студии «Камертон»
Мазько Наталья Анатольевна, педагог высшей категории. С 2000 года руководитель коллективов –
|
В программе:
-хоровой класс (постановка голоса, развитие музыкального слуха, интонации, чувства ритма, воспитание культуры сценических выступлений)
-основы музыкальной грамоты
-элементы ритмопластики
- развивающие музыкальные подвижные игры
- элементы логопедических упражнений
-дыхательная гимнастика
- игра на детских музыкальных инструментах.
Коллектив ведет насыщенную концертную деятельность, участвует в мероприятиях дворца, района, города.
Каждое участие на фестивалях и конкурсах знаменовалось победой.
Занятия платные, 2 раза в неделю по 45 минут
Адрес ГБОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района:
ул. Сантьяго-Де Куба, дом №4, корпус 2.
Метро : «ОЗЕРКИ», автобус №123, маршрутное такси №200.
Контактный телефон: 925-59-19 (Наталья Анатольевна)
Мазько Наталья Анатольевна
Методическая разработка
Психологические аспекты развития творческого потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Необходимость развивать творческий потенциал детей с самого раннего возраста доказана давно и авторитетно. Но любой педагог или родитель непременно сталкивается с вопросом как это делать успешно, радостно, без ущерба здоровью и психике ребенка. Одним из наиболее удачных и успешных вариантов является занятие в хоре малышей «Музыкальная радуга».
В «Музыкальной радуге» занимаются дети от 3,5 до 7 лет. Все они относятся к возрастной категории дошкольников, и при работе с ними учитываются физиологические и психологические особенности детей данного возраста. Многие общие принципы работы с детьми дошкольного возраста повторяются из года в год. Но, безусловно, учитываются и отличия в приемах работы с младшими (3-4года) и старшими (5-6лет) дошкольниками.
Поскольку внимание дошкольников неустойчиво, виды работ меняются часто. Как правило, на занятии чередуются развивающие, творческие игры, физические упражнения, пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, теоретический материал. Поскольку данная работа посвящена развитию творческого потенциала, здесь представлены лишь творческие игры.
Основным способом познания мира для детей младшего возраста является игра, поэтому всё занятие состоит из чередующихся друг за другом различных игр. Для педагога же игра является способом передачи информации, поэтому каждая игра содержит разнообразную общеразвивающую и профессионально направленную информацию.
Зная, что организм ребёнка не приспособлен к тому, чтобы долгое время сохранять одно и тоже положение, используются в том числе и подвижные игры.
Также на занятии учитывается, что голосовой аппарат детей этого в возраста недостаточно развит, поэтому произведения для изучения и исполнения берутся небольшие по объему и диапазону, с понятным и увлекательным содержанием.
Большое значение на уроке имеют наглядные пособия, которые делают восприятие детей более активным, материал более понятным и запоминающимся. Мы используем игрушки, цветные картинки, рисуем на доске мелом, выкладываем на цветном нотном стане разноцветные нотки.
Все эти моменты являются основополагающими при работе с маленькими детьми, сохраняют их физическое и психическое здоровье, поддерживают интерес к занятиям.
Говоря о творческом потенциале, необходимо уточнить, что же такое творчество и творческий потенциал. На мой взгляд, творчество - это умение выразить свои мысли, чувства, эмоции через искусство, которым владеешь. А творческий потенциал - это желание поделиться своим внутренним миром с другими через свое творчество.
Уже к 3,5-4 годам многие дети имеют свои взгляды, суждения, они уже являются личностями, неповторимыми и индивидуальными. Задача педагога - лишь помочь ее гармоничному формированию и наполнить эту личность благотворной, созидающей силой.
Если в развитии детской личности нет каких-то отклонений, почти все дети хотят поделиться интересной для них информацией, чувствами, эмоциями, поэтому на уроках часто раздаются фразы, типа: я был, я видел, а у меня есть…
Задачей педагога – музыканта является научить малышей доносить информацию с помощью музыкальных средств, без слов (не считая текста песен).
Таким образом, работа по развитию творческого потенциала проходит по двум основным направлениям:
1) работа над формированием личности, воспитание чувств, эмоций, реакций на музыку,
2) получение профессиональных навыков, изучение средств музыкальной выразительности и умение ими пользоваться,
3) развитие актерских способностей, коммуникативных навыков.
Далее предлагаются непосредственно творческие игры, используемые на занятиях хора «Музыкальная радуга». Целью данной работы является изучение психологических аспектов развития творческого потенциала малышей, поэтому основной акцент ставится на особенностях психологической работы, хотя каждая игра имеет много музыкальных и других методических задач.
Начинается занятие разминкой. В нее входит блок музыкальных загадок: концертмейстер изображает на инструменте различных зверей, дети их узнают и в соответствии с музыкальным сопровождением показывают их движением. У нас есть мишки, зайчики, кошечки, мышки, воробьи, лебеди, лягушки и др. Задача детей не только угадать зверя, но и догадаться о его настроении, придумать, почему он такой. Большинство детей очень артистично и ярко изображают особенности движения животных, им это очень нравится. Иногда возникают спонтанные ситуации: когда бегают мышки, кто-то вдруг становится кошкой, кричит: «Попались», - и начинает ловить мышей. Или один из веселых зайчиков вдруг становится грустным мишкой и просит: «Возьмите меня поиграть!» Творческий потенциал развивается в индивидуальной музыкально – пластической импровизации детей и в умении отреагировать на чужой импровизационный посыл. Один берет инициативу на себя, а другие - реагируют на внезапно изменившиеся обстоятельства. Эта игра хороша еще и тем, что дети разного дошкольного возраста и с разным уровнем подготовки могут играть в нее и чувствовать себя равноправными партнерами.
Важным моментом на уроке является распевка, подготовка голосового аппарата к работе, но дети 3,5-4 лет, да и более старшего возраста, не способны на длительную работу, пропевание различных упражнений. Поэтому распеваемся мы тоже, играя.
Сказка про динозавра. Мы её рассказываем и показываем жестом, голосом и мимикой страшного динозавра. Задача детей артистично и выразительно показать животное и голосом от самой высокой ноты по всему диапазону голоса пройти до самой низкой. То же мы делаем в обратном порядке от хвоста (самой низкой произвольно взятой ноты) до головы (самой высокой). Дети учатся владеть своим голосом, издавать звуки разные по окраске и высоте (которые потом легко будет превратить в музыкальные).
К распевкам и подготовке голоса относится другая сказка «Непослушный котёнок». Дети разыгрывают сказку по ролям, изображая котёнка, маму и папу. Обязательное условие - голосом подражать своему герою. Поначалу ребята произвольно выбирают тон, на котором исполняют свою партию. Затем задача усложняется - тон задается на фортепиано, и нужно не только сыграть свою роль как актёру, но ещё и чисто пропеть. Эта игра помогает воспитанникам научиться взаимодействовать друг с другом в рамках своей роли, выбирать партнёров по желанию или исполнять её с уже заданным человеком.
Ещё одна игра, уже более сложная в плане актёрского мастерства, импровизации движения и текста. Игра «Теремок». Начинается игра общей песней, затем к теремку подходят разные звери, исполняя различным голосом свою песенку. После того как дети, изображающие животных, садятся в теремок, они должны там что-то делать - готовить обед, убирать, реагировать на реплики вновь приходящих. В нашей игре часто присутствуют звери и насекомые, в традиционной сказке «Теремок» не упоминающиеся, но если ребёнок выбрал себе такой персонаж, мы его обязательно включаем в сказку.
Иногда встречаются неожиданные моменты: одного из зверей не пустили в теремок: «Извини, пожалуйста, кончились стулья». На это герой ответил: «Тогда я свой теремок построю». И все остальные звери приходили во вновь построенный теремок.
С воспитанниками постарше (дети младшего школьного возраста или ранее обучающиеся старшие дошкольники), имеющими некоторый опыт вокальной и слуховой работы, мы играем в такую игру. Поём какую-нибудь простую песенку или попевочку в разных характерах. Например: ленивая песенка, радостная, буйная, печальная, капризная, хитренькая и т.д.
Поскольку мы занимаемся хоровым искусством, основными средствами выразительности у нас являются звук, мимика, выражение глаз. Жест на сцене со стороны певца почти исключается. И в этих сложных условиях ребята пытаются выразить те эмоции, которые задумали. Если ведущий не отгадал - значит показали недостаточно ярко и артистично.
Но самый главный момент творчества - это исполнение на сцене.
Сколько бы не репетировали на занятиях, исполнение на концерте всегда отличается - иногда в лучшую, иногда в худшую сторону. Дети стараются отдать зрителям все свои эмоции, всё, что они чувствуют, исполняя то или иное произведение. Задача осложняется ещё и тем, что нужно вовремя взять дыхание, чисто спеть, аккуратно и четко проговорить каждое слово и многое, многое другое. Свобода и лёгкость исполнения, творческие находки возникают в хорошо проученном произведении почти всегда. Это как импровизация - она строится единственный и неповторимый раз из множества элементов, каждый из которых тщательно проучен в отдельности.
Хотя нередко встречаются трудности. Именно на концерте, чувствуя ответственность, дети испытывают психологический зажим. Они становятся менее эмоциональными, взгляд серьёзный, не «горящий». С этой проблемой приходится сталкиваться на многих концертах. Часто помогает поздравление кого-нибудь из ребят с днём рождения. Иногда, стоя уже на сцене, я позволяю себе скривить смешную рожицу, чтобы дети почувствовали себя чуть свободнее.
Так, с помощью игровых моментов в хоре «Музыкальная радуга» у малышей воспитываются навыки творческой активности, творческого подхода к любому виду деятельности будь то музицирование, игра со сверстниками, учёба или повседневный труд.
Наталья Мазько
Возможности дополнительного образования в решении проблем духовно – нравственного развития и воспитания детей.
В наш век компьютерных технологий, телевизионных и электронных новинок все большей проблемой является навык общения человека с человеком. Эта проблема в равной степени актуальна как для взрослых, так и для детей. Часто встречаются анекдотические ситуации, когда люди с удовольствием подолгу общаются в интернете, а затем при личной встрече не могут завести беседу, найти общие точки соприкосновения. По последним социологическим данным в день ребенок общается с родителями в среднем 12 минут, из них 7 минут уходит на поучения и нотации. При этом в среднем ребенок старшего дошкольного возраста проводит у телевизора до 4 часов в день. Отсюда можно сделать вывод, что родители, вынужденные работать много и напряженно, да и в свободное время занятые своими взрослыми делами, не в состоянии помочь детям выработать навык увлеченного конструктивного общения.
К школьному возрасту дети уже должны уметь воспринимать устную информацию, выполнять команды, соблюдая алгоритм действий, и доносить свою информацию до собеседника. Еще А.Г.Рубинштейн писал, что «родители часто путают понятия «воспитание» и «образование» и думают, что они дали ребенку воспитание, когда заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы». К сожалению, с ХIХ века мало что изменилось в этом отношении. До сих пор многие родители считают своим долгом научить ребенка к школе читать, считать, писать, чтобы ему «было легче». Но не считают нужным выработать у своего ребенка позитивное и гуманное отношение к окружающим, навык общения со сверстниками и взрослыми.
Занятия старших дошкольников в системе дополнительного образования могут помочь детям в социокультурной и духовно – нравственной адаптации к условиям школьной жизни.
На наших хоровых занятиях мы стараемся выработать у ребенка позитивное, уважительное отношение к каждому члену большого детского коллектива. Я как хормейстер пытаюсь объяснить малышам, что каждый человек важен для успешного исполнения произведения. И если один будет невнимателен и споет что-то неверно, то испорчена будет работа всего коллектива, а если мы хотим достичь успеха, то постараться должен каждый. Совместная творческая деятельность учит наших детей дружить, искать интересные темы для общения, вместе переживать успехи и неудачи.
В течение учебного года мы всегда играем в коммуникативные игры, направленные на выработку позитивного отношения друг к другу.
Некоторые из них я приведу здесь.
- Игра – знакомство. Все участники встают в круг и по очереди называют свое имя и ассоциацию к своему образу на первую букву имени. Например: Оля – облако. Все хором повторяют имя и ассоциацию сначала первого человека, затем первого и второго, затем первого, второго и третьего и так далее.
- Игра – комплимент. Она напоминает первую игру с той лишь разницей, что ребята придумывают ПРИЯТНОЕ прилагательное на первую букву имени, характеризующего обладателя этого имени. Например: Оля – очаровательная.
- Игра – беседа. Дети делятся на пары и беседуют «как древние люди, которые еще не придумали слов». Первый собеседник на звук «А» изображает вопросительную, то есть восходящую интонацию, а второй собеседник ему отвечает интонацией нисходящей, а затем сам задает вопрос. Вопрос может быть задан с разной эмоцией: удивленно, сердито, радостно и т.д. Помимо коммуникативной функции эта игра помогает мне решать и чисто профессиональные хормейстерские задачи.
- Игра «Каравай». Традиционная игра – поздравление с днем рождения в нашем коллективе исполняется несколько иначе. Когда именинник выбирает себе пару для финального танца, игра не заканчивается, а оба танцора из пары на следующую музыкальную фразу выбирают себе других партнеров, стоящих в общем кругу. Так из одной пары получается две. Затем каждый ребенок из этих двух пар опять выбирает себе партнеров из общего круга и получается уже 4 пары. И так к танцу привлекаются абсолютно все ребята, и каждый чувствует себя нужным, важным для коллектива, потому что его тоже «выбрали».
Для позитивного общения детей в коллективе важно наличие адекватной самооценки детей. К сожалению, телевизионная массовая культура засильем рекламы формирует в детях ложные представления о ценности и популярности личности. Для многих детей приоритетом является обладание какими – либо дорогими вещами, игрушками, наличие влиятельных родственников, а личные достижения, усилия и духовный продукт не считается достойным внимания. Для переоценки этих ложных ориентиров требуется масса усилий со стороны педагога и тесное сотрудничество со значимыми для ребенка людьми. Занятия музыкой помогают ребенку в осознании таких сложных категорий, как нематериальный, духовный, да еще и временной продукт. И в этом случае ценность приобретают эмоции, полученные в процессе работы, навыки и знания, а затем и впечатления, оставленные у зрителя.
На хоровых занятиях дети имеют возможность объективно оценить свою работу во время индивидуального исполнения произведения или его отдельных элементов, им предоставляется возможность проанализировать как свое, так и чужое исполнение. При этом я, как педагог всегда отмечаю наличие или отсутствие прогресса в работе, старания и эмоциональной отдачи. Каждый ребенок должен осознавать свои сильные и слабые стороны и представлять, как работать над своими недостатками. В этой работе, особенно с дошкольниками, важна не столько объективность, сколько положительный настрой на перспективу, желание двигаться вперед.
Когда ребята осознают, насколько важны труд, знания и насколько безграничен горизонт музыкантских умений, тогда у них возникает уважительное отношение к педагогам и к своим коллегам. В современном мире уважение к старшим не является данностью, как это было раньше, оно проявляется как реакция на проявленные качества, достойные уважения с точки зрения детей. Так, зачастую, сначала приходится формировать систему ценностей, в процессе формирования проявлять свои достойные качества, заслуживая тем самым уважение детей. И в рамках нематериальной системы ценностей мы можем формировать у детей уважительное отношение друг к другу, отмечая главенство затраченных на достижение результата усилий, полученных знаний и навыков, а не обладание дорогой вещью.
На хоровых занятиях детям очень нравится игра «в дирижера». Она тоже несколько отличается от общепринятой игры тем, что в нашем варианте на дирижера – ребенка возлагается почти такая же ответственность за исполнение, как и на педагога – хормейстера. Наш великолепный концертмейстер играет точно по дирижерскому жесту ребенка, а значит где-то неровно, где-то неточно, где-то громче или тише чем надо, ведь совершенно естественно, что ребенок не обладает дирижерской техникой. Но для малышей это является не только развлекательным моментом, но и поучительным. Дети чувствуют, насколько велика ответственность педагога и насколько большим музыкантским багажом надо овладеть, прежде чем стать настоящим дирижером. Так воспитывается уважительное уважение к педагогам – обладателям уникальной информацией и ценность музыкантских знаний и умений.
Следующим аспектом духовно – нравственного воспитания является гуманизация сознания ребенка. Проводится беседа о безусловной ценности человеческой жизни и здоровья. Специально подобранный для слушания и исполнения репертуар помогает на эмоционально-чувственном уровне закрепить полученные теоретические знания. Во время здоровьесберегающих дыхательных и вокальных упражнений я демонстрирую свою заботу об учениках и учу их заботиться о своем здоровье самостоятельно в силу их возрастных возможностей.
Так же с помощью грамотно подобранного репертуара воспитывается бережное отношение к окружающей среде. Например, великолепными воспитывающими качествами обладают песни Я. Дубравина на слова Н.Просторовой «Огромный дом», Е.Птичкина на слова М.Пляцковского «Не дразните собак», Никитиных «Большой секрет для маленькой компании» и многие другие. Помимо теоретических бесед на малышей большое воспитательное воздействие оказывают совместные экскурсии на природу, посильное участие в субботниках.
В заключении важно подчеркнуть, что на хоровых занятиях процесс духовного воспитания происходит постоянно, потому, что без работы души невозможно хорошо исполнить музыкальное произведение. Вырабатывается взаимосвязь: содержание произведения – анализ содержания исполнителями – эмоция, переживаемая артистом – эмоция, вызываемая у зрителя.
Ребята переживают различные эмоциональные состояния, учатся культуре переживания эмоций. Важнейшим моментом духовной работы с детьми – музыкантами является обучение грамотной передаче эмоций зрителю и искусство эти эмоции у зрителя вызывать. На концерте дети чувствуют себя не только артистами, но и учителями. На репетициях мы всегда анализируем содержание произведения и средства музыкальной и исполнительской выразительности, с помощью которых это содержание можно до зрителя донести. Произведения для исполнения всегда выбираются высокохудожественные с однозначно положительным содержанием. Исполняя такие произведения и выделяя средствами исполнительской деятельности ключевые моменты, дети чувствуют себя носителями важной информации и, конечно, усваивают эту этическую информацию очень успешно.
Так, занятия в системе дополнительного образования создают благодатную почву и закладывают основы успешного духовно – нравственного развития детей. На наших занятиях с дошкольниками начинается тот длинный и сложный путь духовного совершенствования личности от интереса и принятия другой личности до важнейших нравственных поступков.
Список литературы.
1. Кволс Кэтрин Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания www.koob.ru
2.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. М.:Просвещение, 1975.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика. М.: Ось-89, 2004
4. Зимбули А.Е. Творческая Активность: что это значит?/А.Е.Зимбули//Социализация детей через творчество С-Пб.:2001
5. Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить. М.: Генезис,2007
Методическая разработка:
«Учебно-тренировочный материал для развития вокально-хоровых навыков у дошкольников и младших школьников»
Педагог дополнительного образования
Мазько Наталья Анатольевна.
Распевание является одним из важнейших видов деятельности на хоровых занятиях. Именно распевание лучше всего готовит голосовой аппарат к работе над произведением, психологически настраивает детей на вокальную деятельность, помогает наладить связь между слухом и голосом, особенно на начальном этапе занятий хоровым пением. Регулярная работа над голосовым аппаратом расширяет диапазон голоса, делает его сильнее, полетнее, окрашивает благородным тембром. С помощью распевки можно воспитать и закрепить навыки пения legato, non legato, staccato. На распевках и вокальных упражнениях можно отработать сложные моменты исполняемых произведений. Распевка проводится в начале занятия и помогает сконцентрировать внимание детей на всю последующую репетицию.
Одной из важнейших задач при работе с детьми – дошкольниками и младшими школьниками является развитие интонации. С помощью грамотно подобранных вокально–хоровых упражнений достичь чистоты интонирования и унисона можно за более короткие сроки.
Дети младшего возраста не любят заниматься тренировочным материалом, считая его скучным и не интересным. Их можно понять: для дошкольников игра является основным способом познания мира, и младшие школьники тоже не способны долго сосредоточиться на довольно однотонных вокальных упражнениях. Поэтому для начинающих певцов, ребят младшего школьного или старшего дошкольного возраста, был разработан целый комплекс упражнений, которые одновременно являются музыкальными и развивающими играми.
Цель данной работы:
Привить интерес к вокально–хоровой работе у дошкольников и младших школьников.
Задачи, решаемые посредством данной работы:
Образовательные – формирование начальных вокально–хоровых навыков.
Развивающие – развитие музыкального слуха, голосового аппарата, взаимосвязи между слухом и голосом.
Воспитательные – воспитание образного восприятия музыки, воспитание навыков коллективного исполнения.
Дети младшего возраста очень любят сказки, поэтому я стараюсь создать «сказочную» атмосферу: рассказываю волшебные истории, привлекаю массу иллюстраций, изображающих сказочных персонажей, использую куклы театра Би-Ба-Бо.
Начинается занятие как правило с игры в принцев и принцесс. Я рассказываю ребятам о том, что членов королевских семей всегда можно легко отличить от простых людей. Принцы и принцессы должны всегда следить за своей осанкой, сидеть на кончике стула, чтобы ноги стояли рядом друг с другом, спина была прямой, голова не задиралась высоко. Кто правильно сидит в течение урока, тот объявляется лучшим принцем или принцессой. Правильная посадка обеспечивает эффективность вокально–хоровой работы, правильное дыхание и психологическую собранность.
Подготовка голосового аппарата к пению начинается с упражнений на glissando. Сначала качаем голосок на качелях – вверх и вниз, соревнуемся, чей голос выше взлетает и ниже опускается. Так мы расширяем диапазон детского голоса. Даже те дети, которых в педагогической среде называют «гудошниками» в такой игре достают высокие ноты.
Еще одна любимая детьми игра – «В динозавра». Я рассказываю сказку: Давным-давно, когда люди еще не умели разговаривать, бежал по лесу древний человек. По дороге ему встретился другой древний человек. Первый древний человек говорит и показывает жестами: «А – О – Э – А». Оказывается, он рассказывал про большого динозавра и показывал маленькую голову высоко – высоко в небе, длинную шею, огромный живот (наверное, съел уже кого-нибудь), большие лапы и длинный хвост, который заканчивается далеко в болоте. Дети имеют возможность продемонстрировать свою смелость, с большим энтузиазмом показывают какой же динозавр большой и страшный, а заодно отрабатывают пение гласных на глиссандо, развивают длинное дыхание, расширяют диапазон своего голоса, вырабатывают навыки артистичного исполнения.
Проблему развития интонации, распевания и расширения диапазона голоса решает целый комплекс песенок – игр на разные интервалы.
1) «Дует ветерок». Эта песенка состоит всего из двух нот и учит детей интонировать интервал «секунда». Ветерок дует сначала низко, почти у самой земли, а затем поднимается выше и выше, до самого неба, так дети пропевают эту песенку от низких до высоких нот. (Смотри нотное приложение 1).
2) «Солнышко взошло». Эта распевка охватывает интервал «большой терции». Восход солнца – событие радостное, поэтому петь ее нужно светло, доставая до высокой третьей ступени. Так же, как и в «ветерке», солнышко снизу поднимается вверх, голос вместе с солнышком поет все выше. (Смотри нотное приложение 2).
3) «Трубит труба». Труба у многих ассоциируется с интервалом «кварты». Мы учимся интонировать этот сложный интервал, играя в трубача: чья труба пропоет лучше и разбудит «соню – медведя» или другого сказочного персонажа? (Смотри нотное приложение 3).
4) «Про лису». Помимо забавного содержания эта песенка обладает еще одним достоинством: с ее помощью можно отрабатывать как поступенное движение вверх и вниз в диапазоне «квинты», так и скачкообразное. (Смотри нотное приложение 4).
5) «Гном». Чем шире интервал, который отрабатывается на распевке (в данном случае это «секста»), тем сложнее детям его исполнять и тем ярче должен быть образ. Гном участвует в нескольких музыкальных играх, перчаточной куклой приходит в гости на занятие, поэтому песенка про домик гнома тоже доставляет радость детям. (Смотри приложение 5).
6) «Луна». Эта распевка является сложной для малышей, поэтому чаще используется на занятиях с младшими школьниками. На ней отрабатывается интервал «малая септима», интервал очень широкий и сложный для исполнения. Выразительный образ луны, которая находится высоко в небе, помогает исполнить упражнение чисто и выразительно. (Смотри приложение 6).
7) «Баба Яга». Это замечательное упражнение хорошо подходит для школьников. Благодаря сказочному образу Бабы Яги и особому отношению к ней детей, сложный интервал «октавы» дается детям почти без усилий. (Смотри приложение 7).
Одним из любимых видов деятельности на наших уроках является пение гамм. Малыши-дошкольники исполняют только до мажор, младшие школьники исполняют гаммы по мере изучения их на сольфеджио. Секрет заключается в том, что мы рассказываем сказку о прекрасной принцессе, которая жила в замке на берегу моря. Рядом с замком стояла высокая волшебная гора. Принцесса очень любила подниматься на эту гору, любоваться на море, разговаривать со своими друзьями – чайками, кормить их. В гору вела волшебная лестница, когда принцесса поднималась по ней, каждая ступенька пела свою песенку. Дети с удовольствием исполняют гамму, представляя принцессу. Образ высокой горы помогает им контролировать звуковысотное положение своего голоса, ведь чем выше поднимается принцесса, тем голосок тоньше. После того, как принцесса поднялась, дети имитируют крик чайки, разговор принцессы с друзьями. Вскоре наступает вечер, и принцесса возвращается домой по волшебной лестнице. Гамму поем сверху вниз. Принцесса подходит к двери и стучится в нее. Открывается волшебный замок, дверь со скрипом отворяется, пропускает принцессу и со скрипом закрывается дверь, затем замок. Детям нравится имитировать скрип двери, скрежет замка, крик чайки, шум моря. Все это помогает расширить диапазон голоса, наладить связь между слухом и голосом, развить певческое дыхание и увлекает малышей в волшебный мир звуков, как музыкальных, так и немузыкальных.
Так же в нашем репертуаре есть несколько песен – игр, которые помогают распеваться, отрабатывать некоторые характерные музыкальные интонации и в то же время развлекают детей.
Например, песенка про Волшебную корову. Волшебная она потому, что может менять свой цвет, а еще вместо молока она дает пепси-колу. От одной ноты поем про рыжую корову, от другой про серую, потом про синюю, в крапинку, в бабочку и так далее. Когда детям интересно, их фантазия неистощима. (Смотри приложение 8).
Движение по тоническому трезвучию легко отрабатывать на песне Ж. Металлиди «Два кота». Она имеет забавное содержание, ее можно петь по ролям, разыгрывать как сценку. (Смотри нотное приложение 9).
Песенка «Зоосад» помогает отрабатывать различные гласные, сонорные согласные, некоторые слоги. Это упражнение состоит из двух частей: первая часть о том, как мы идем по зоосаду, а вторая – изображение животных голосом и движением (например, га-га-га, или ав-ав-ав). В зависимости от задач, поставленных на занятии, первую часть можно исполнить один раз, а потом только отрабатывать звуки, либо каждый раз начинать игру заново. (Смотри нотное приложение 10).
Довольно сложной для интонирования, но любимой детьми является игра – распевка «Теремок». На ней отрабатываются характерные для плясовой русской народной мелодики интонации: чередование «кварты» и «терции» в восходящем и нисходящем движении. Навык, полученный в работе над этой попевкой, пригодится ребятам на всем протяжении обучения музыке. (Смотри нотное приложение 11).
Подводя итог, важно отметить, что распевка как музыкальная игра на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками может являться не только сред<